Озорные ладошки
Программа занятий
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФОП ДО и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Актуальность.
Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.
Цель программы: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3его года жизни в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- Развивать согласованность обеих рук;
- Развивать мелкую моторику пальцев;
- Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, песком, пластилином;
- Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);
- Развивать общую моторику, координацию движений;
- Развивать мышление, воображение;
- Формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
- Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.
Направленность программы – развивающая.
Участники: Дети младшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель.
Срок реализации кружка – 1 год
Отличительные особенности работы данного кружка:
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Реализация данной программы требует соблюдения следующих принципов:
Принцип тематизма. Реализуется путем включения различных дидактических игр, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о названии цвета, с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей.
Занятия проводятся раз в неделю, с ежедневным закреплением материала посредством различных видов детской деятельности: дидактические игры, художественное творчество, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеофильмов. Продолжительность занятия: 10-15 минут. Форма работы: подгрупповая, групповая. Количество детей в группе: начало учебного года - 14 человек, середина учебного года - 18 человек.
Основные этапы занятия
1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
4. Игры с различными предметами и материалами.
5. Продуктивная деятельность.
Основные направления деятельности
Программа предполагает работу по следующим направлениям педагогической деятельности.
Работа с детьми
Работа с родителями
Взаимодействие с психологом и воспитателями детского сада
Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов:
беседы с детьми;
художественное творчество;
рассматривание иллюстраций и фотографий;
дидактические игры;
чтение художественной литературы;
просмотр видеофильмов.
Работа с родителями занимает важное место в реализации программы.
выставки пособий и дидактических игр;
анкетирование;
индивидуальные консультации;
домашнее задание;
участие в совместных проектах.
открытые занятия;
- детско-взрослые игротеки: «Будем пальчиками рисовать, ручки деток развивать», «Игры с прищепками», «Игры с крупами»;
- родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой моторики;
- коллективные формы: устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»;
- индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для родителей.
- открытые занятия.
Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
В программе представлены упражнения для развития мелкой и крупной моторики под музыку Сергея и Екатерины Железновых. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру.
Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.
Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное, художественно-эстетическое развитие.
Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного. Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), для закрепления названий цвета. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.
Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра
Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание рабочей программы.
Модуль 1. Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Обязательная часть рабочей программы.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Модуль 2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Обязательная часть рабочей программы.
Дидактические игры.
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края.
Модуль 3. Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).
Обязательная часть рабочей программы.
Сенсорное развитие:
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов. Совершенствовать глазомер.
2.2 Тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Месяц |
Количество занятий |
1. |
Осень |
Октябрь |
4 |
2. |
Птицы и животные |
Ноябрь |
5 |
3. |
Зима |
Декабрь, январь |
8 |
4. |
Деревья |
Февраль |
2 |
5. |
День защитника Отечества, рыбалка |
Февраль |
2 |
6. |
Цветы, мамин день |
Март |
4 |
7. |
Весна, животные |
Апрель |
4 |
8. |
Цветы, насекомые |
Май |
4 |
Итого |
32 |
Тема |
Развитие общей моторики |
Самомассаж рук |
Пальчиковая игра |
Игры с предметами и материалами |
Продуктивная деятельность |
||
Октябрь |
|||||||
«Дождик» |
Жестовая игра «Где же, где же наши ручки!» |
Самомассаж ладоней «Дождик» |
«Дождик» (см. приложение) |
Игра с прищепками |
Пальчиковое рисование «Капельки» Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно-изобразительной деятельности, используя нетрадиционную технику рисования. |
||
«Тучка» |
Самомассаж ладоней «Дождик» |
«Дождик» |
Знакомство с сухим бассейном (природный материал) |
Поделка «Тучка» (ватные шарики) Вовлекать детей в сотворчество с педагогом: разрывать салфетки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт большой тучки. Знакомить с элементами бумажной пластики. Вызвать интерес к коллективной работе. |
|||
«Мухомор» |
Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) |
«Тук-тук-тук» |
Знакомство |
Аппликация из пластилина «Мухомор» |
|||
«Осенний листочек» |
Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) |
«Тук-тук-тук» |
Игра «Листочек лети» |
Рисование отпечатками листьев «Осенний листочек» |
|||
«Ежик» |
Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) |
«Ежик-ежик колкий» |
Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами» |
Пальчиковое рисование «Ежик» |
|||
Ноябрь |
|||||||
«Ёжик и ежата» |
Жестовая игра «Вместе с нами!» |
Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) |
«Ежик-ежик колкий» |
Игра с прищепками |
«Ежик и ежата» поделка из макарон Воспитывать любовь к природе, усидчивость и терпение изготавливать поделки аккуратно. |
||
«Цыпленок» |
Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) |
«Птички» |
Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн) |
Рисование ладошками «Цыпленок» |
|||
«Зернышки для птички» |
Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) |
«Птички» |
Игра «Накорми птичку» (сухой бассейн) |
Лепка «Зернышки для птички» |
|||
«Синичка» |
Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) |
«Птички» |
Игра «Накорми птичку» изучение цвета |
Аппликация с семечками «Кормим синичку» |
|||
Декабрь |
|
||||||
«Снегопад в лесу» |
Жестовая игра |
Растирание «Ручки греем» |
«Серенький зайка» |
Игра «Бумажные снежки» |
Пальчиковое рисование «Снегопад в лесу» Продолжать знакомить детей со временем года - зима. Учить детей рисовать точки пальчиком, распределяя их по всему листу. Воспитывать интерес к рисованию. |
||
«Снеговик» |
Растирание «Ручки греем» |
«Серенький зайка» |
Игра «Снежки» (кинестетический песок) |
Поделка «Снеговик» (ватные диски) |
|||
«Дед Мороз» |
Растирание «Добываем мы огонь» |
«Маленькая елка» |
Игра «Наряди елку» |
Аппликация из ваты «Борода Деда Мороза» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации из ватных дисков. |
|||
«Новогодняя игрушка» |
Растирание «Добываем мы огонь» |
«Маленькая елка» |
Игра с прищепками «Иголки для елки» |
Поделка из кварцевого песка «Новогодняя игрушка» |
|||
«Снегопад» |
Растирание «Раскатаем колобок» |
«Маленький Егорка» |
Шнуровка «Снеговик» |
Рисование ватными палочками «Снегопад» |
|||
Январь |
|||||||
«Варежка» |
« Мы ногами топ-топ!» |
Растирание «Раскатаем колобок» |
«Маленький Егорка» |
Игра «Волшебный мешочек» |
Песочная аппликация «Варежка» Расширение представлений о характерных особенностях зимней природы. Продолжать прививать интерес к аппликации. |
||
«Витамины» |
Поглаживание «Сорока» |
«Снеговик» |
Игра «Что спряталось в комочке» |
Аппликация «Витамины в баночке» |
|||
«Зимняя фантазия» |
Поглаживание «Сорока» |
«Снеговик» |
Игра «Снегопад» |
Аппликация с манкой «Сугробы» |
|||
Февраль |
|
||||||
«Гроздья рябины» |
Жестовая |
Растирание «Пила» |
«Пальчики» |
Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн) |
Аппликация из пластилина «Гроздья рябины» Развивать умение разминать и раскатывать пластилин по картону. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы. |
||
«Дерево» |
Растирание «Пила» |
«Пальчики» |
Игра «Самолетик, лети!» (дыхание) |
Аппликация «Дерево с сердцем» (ко дню Святого Валентина» |
|||
«Праздничная рубашка» |
Растирание «Строим дом» |
«Сложи пазл: «Домашнее животное» |
Игра «Нарви молодой травки для зайчика» |
Аппликация «Праздничная рубашка» (праздник День защитника Отечества) |
|||
«Рыбалка» |
Растирание «Строим дом» |
«Сложи пазл: «Домашнее животное» |
Игра «Рыбалка» |
Аппликация с помощью конструктора «Рыбки» |
|||
Март |
|
||||||
«Бусы для мамы» |
Жестовая игра «Мамины помощники» |
Растирание «Добываем мы огонь» |
«Выгладим платочки для мамы и дочки» |
Игра «Бусы» |
Рисование пробками «Бусы для мамы» Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Прививаем любовь к самому родному человеку – маме. |
||
«Мимоза» |
Растирание «Добываем мы огонь» |
«Выгладим платочки для мамы и дочки» |
Игра (кинетический песок) «Бусы» |
Поделка из салфеток «Мимоза» Обучение детей выполнению наклеивания комочков из бумаги (салфеток). А также листов из цветной бумаги для получения красивой ветки мимозы. |
|||
«Цветы для мамы» |
Поглаживание «Мурка» |
«Пирожки» |
Игра «Песочные каракули» |
Рисование пальчиками «Цветы для мамы» Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. |
|||
«Блины и пироги» |
Поглаживание «Мурка» |
«Пирожки» |
Игра «Я пеку» (кинестетический песок) |
Лепка из соленого теста «Блины и пироги» |
|||
Апрель |
|
||||||
«Весенний луг» |
Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим» |
Растирание «Крепко пальчики сожмем» |
«Сложи пазл: «Домашнее животное» |
Игра «Пришей пуговицу» |
Аппликация из ниток «Весенний луг» |
||
«Еда для птиц» |
Растирание «Крепко пальчики сожмем» |
«Сложи пазл: «Домашнее животное» |
Игра «Сюрприз» |
«Еда для птиц» (червячки из пластилина) Учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней в «колбаску». Развивать чувство формы, тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать интерес к продуктивной деятельности посредством игрового сюжета, вызывать у детей чувство необходимой помощи близким. |
|||
«Жираф» |
Растирание «Мы точили карандаш» |
Упражнение «Солнышко» |
Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание) |
Аппликация «Пятна у жирафа» учить создавать изображение по представлению; -закрепить умение создавать выразительный образ жирафа, используя способ обрывной аппликации. -развивать коммуникативные качества в ходе общения и выполнения общего творческого задания; -развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство формы, эстетическое восприятие; -воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками; |
|||
«Солнышко» |
Растирание «Мы точили карандаш» |
Упражнение «Солнышко» |
Игра с прищепками «Солнышко» |
Лепка «Солнышко» (размазывание) продолжать учить детей, надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
|||
Май |
|
||||||
«Красивый |
Жестовая игра «У жирафа» |
Растирание «Мельница» |
«Птенчики в гнезде» |
Игра «Пуговицы» |
Аппликация «Красивый одуванчик» сделать аппликацию одуванчика из цветной бумаги и салфетки. |
||
«Цветы» |
Растирание «Мельница» |
«Птенчики в гнезде» |
Игра «Следы» (кинестетический песок) |
Рисование пальчиками «Цветы» Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. |
|||
«Бабочка» |
Самомассаж пальцев рук «Этот пальчик» (с помощью массажного мячика) |
«Жук» |
Упражнение «Лети, бабочка» |
Аппликация «Бабочка» Научить детей создавать несложную композицию из геометрических фигур. Активизировать самостоятельность детей. |
|||
«Гусеница» |
Самомассаж пальцев рук «Этот пальчик» (с помощью массажного мячика) |
«Жук» |
Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) |
Лепка пластилин «Гусеница» Научить детей создавать композицию на зеленом листочке, используя пластилин. |
Литература:
1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 - 192 с.-(Ранний возраст)
2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв. вкл.
3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба)
4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника